НУЖНО ЛИ ВОЛНОВАТЬСЯ ПО ПОВОДУ ВОЛНЕНИЯ? Алексей Каптерев

Статья вышла в журнале "Управление персоналом Украина" (№2, февраль 2013 г.)

Я был бы плохим консультантом по презентациям, если бы у меня не было своего ответа на этот вопрос «как справляться с волнением». Но правда заключается в том, что сам я никак не справляюсь с волнением. Я честно волнуюсь и воспринимаю это как часть работы. Я не волнуюсь по поводу того, что я волнуюсь. И я совершенно не понимаю, почему именно этот вопрос так всех волнует? Почему именно тема волнения?

В ноябре прошлого года я проводил в Киеве серию мастер-классов и меня поразила одна вещь: 90% людей, которые подходили ко мне после семинара, задавали один и тот же вопрос.

 Обычно я прошу слушателей задавать мне вопросы сразу по ходу выступления — поднимая руку или просто перебивая меня, если это необходимо. Мне очень нравятся такие вопросы, на них интересно отвечать. Считаю, что они непосредственнее, они более интереснее и эмоциональнее тех, вопросов, что задаются в конце встречи. В этот раз вопросы были разными. В конце выступления были и более типичные, и весьма неожиданные, интересные.

Но есть еще одна категория вопросов: те, которые люди задают, лично, подходя ко мне после мастер-класса. Их люди постеснялись задать при всех. Точнее,  вопрос был один у нескольких человек: «Алексей, как вы справляетесь с волнением?»

Я был бы плохим консультантом по презентациям, если бы у меня не было своего ответа на этот вопрос «как справляться с волнением». Но правда заключается в том, что сам я никак не справляюсь с волнением. Я честно волнуюсь и воспринимаю это как часть работы. Я не волнуюсь по поводу того, что я волнуюсь. И я совершенно не понимаю, почему именно этот вопрос так всех волнует? Почему именно тема волнения?

Если посмотреть на выступление с точки зрения аудитории, то проблемы практически не существует. «Волнение» — невероятно распространенная проблема лишь для выступающего, но она же невероятно редко всплывает в опросах слушателей. Мало кто из аудитории жалуется или вспоминает о том, что «выступающий слишком нервничал». В основном жалуются на скуку.

Входе последнего большого исследования стэнфордского профессора Стивена Косслина и его коллег «Провалы и неудачи презентаций PowerPoint®: психологический анализ»(PowerPoint® PresentationFlawsandFailures: A PsychologicalAnalysis, Stephen M. Kosslynetal., 2012) около 200 человек были подробно опрошены о «частых и раздражающих проблемах с презентациями», собрав список из более чем 40 проблем. Пункта про волнение я в этом списке не обнаружил вообще. Его просто не было.

Самое близкое к теме «волнения»формулировалось как: «выступающий спотыкался на слайдах, повторял сам себя, не понимал собственных слайдов». Среди опрошенных 86% не сталкивались с этой проблемой никогда или сталкивались «редко». Представляете?

Судя по тем же опросам, если такая ситуация и раздражает, то не очень сильно и лишь небольшую часть аудитории: 75% людей этот факт не раздражает вовсе или раздражает лишь слегка. Представляете?! Волнение во время выступления, оказывается, не так уж и важно! Даже такая странная проблема как «использование на слайдах картинок и видео в плохом разрешении» встречается в списке претензий чаще и раздражает людей больше.

«Волнение выступающего» не имеет большого значения для аудитории. Это, конечно, очень странно. Почему же тогда сами выступающие так озабочены собственным волнением?

 Мне кажется, ответ кроется в конфликте интересов аудитории и большинства выступающих. Аудитория, в первую очередь, хочет интересной, полезной информации, и, во вторую очередь,—вдохновения, эмоционального стимула для действий. Выступающий же просто хочет«хорошо выглядеть» на сцене.

Конечно, это относится далеко не ко всем выступающим. Но к изрядной их доле. Может быть даже— к большинству. У меня нет статистики опросов на этот счет, да ведь никто просто так и не признается. Но если я начинаю расспрашивать обратившегося ко мне человека: «А о чем вы, собственно, тревожитесь?», то ответ«не опозориться» вылезает довольно быстро. Дальше я спрашиваю: «А почему вы думаете, что можете опозориться?» Здесь мне отвечают, что волнуются, потому, что просто не чувствуют себя готовыми выступать.

Исследование Косслина это частично подтверждает. Хотите знать, какие проблемы чаще всего встречаются и сильнее всего раздражали аудиторию? Начну с конца. На третьем месте: «Спикер читает текст по бумажке или со слайдов, слово в слово». Как правило это означает «спикер не удосужился прорепетировать свое выступление хотя бы раз» или «спикер не в состоянии запомнить собственное выступление (!) Что уж тут говорить про аудиторию... На втором месте: «Слайды содержат слишком много текста и спикер переключает слайд до того, как аудитория успевает его прочитать». Наконец, на первом месте весьма схожая с предыдущей проблема: «Главный вывод презентации замылен огромным количеством несущественных деталей».

Самая большая проблема презентаций — не волнение. Проблема презентаций в том, что люди не понимают толком, что они хотят сказать. Не удивительно, что они при этом волнуются. Пожалуй, это даже правильно, в этом есть некая высшая справедливость. Как слушатель, я хочу видеть, когда спикер готов, а когда нет. От этого зависит мое доверие его словам.

Готовиться нужно больше. Когда ко мне обращаются с предложением провести корпоративное обучение,  среди пожеланий очень часто звучит: «сделайте так, чтобы они готовились к презентациям быстрее». Мне приходится долго объяснять, почему именно «быстро готовиться к презентациям»  не только ненужно, но и опасно. Другой вопрос состоит в том, что люди еще и не умеют готовиться, а так называемая «подготовка» часто сводится к засовыванию максимального количества информации в минимальное количество слайдов (в лучшем случае) или к сидению в Facebook (в худшем). 

Готовиться нужно не меньше — готовиться нужно эффективнее. Как? В этой статье я дам четыре рекомендации, которые считаю самыми важными. 

1. Не открывайте PowerPoint, пока у вас не будет четкого представления о том, что именно вы хотите сказать. PowerPoint — это не программа для создания презентаций. Это редактор слайдов. PowerPoint заставляет вас мыслить «в слайдах» — это крайне неэффективный способ мышления. Дело в том, что объем нашей рабочей памяти ограничен, нам трудно удерживать в голове много слайдов одновременно. Чтобы справиться с этим, мы придумываем странные ограничения типа «10 слайдов максимум». В результате получаем проблему №1 из списка претензий — «слайды содержат слишком много текста».

Вместо отдельных слайдов вам нужно увидеть большую картину. В идеале, вся логика вашей презентации, все ключевые мысли должны поместиться на одной странице. Это не слишком удобно делать в PowerPoint. Куда удобнее применять для этой цели специализированные программы наподобие Visio или MindManager.

На иллюстрации — план этой статьи, нарисованный в программе MindManager, которой я пользуюсь практически каждый день. Есть множество аналогичных бесплатных программ, которые позволяют рисовать такие «деревья» для всех платформ: FreeMind (для Windows, Mac и Linux), MindMeister— работает через браузер или MindMapr — плагин к Chrome.

 2. Предугадывайте вопросы аудитории, возможную критику, делайте их частью презентации. Один из признаков плохой корпоративной презентации — рассказ только о позитивных сторонах. В этом случае вы обрекаете себя на мучительное ожидание возможной критики вашего выступления.  Попробуйте покритиковать себя сами, еще на этапе подготовки.

Обязательно подумайте над следующими вопросами.

В чем слабости вашего продукта, решения?

В чем ваша собственная слабость как спикера?

Почему вам могут не поверить? Причин может быть множество. Например, может быть, вы новичок в этой сфере? Или вы женщина в традиционно мужской отрасли? Или вы продавец, а потому считается, что вы заинтересованы только «впарить»?

На одном из корпоративных тренингов в крупной белорусской IT-компании ко мне подошла девушка и спросила — в чем может быть ее слабость как спикера? Я задал ей пару вопросов и  ситуация быстро прояснилась: кроме того, что она молодая женщина в IT (чего в принципе достаточно) у нее еще и непрофильное образование. После беседы со мной она решила начать свою презентацию примерно так: «Я по образованию юрист и на предыдущей работе занималась делопроизводством. Система документооборота, которой я пользовалась, была ужасно сложной и неудобной. Сегодня же я хочу рассказать вам о новой системе документооборота, которую разработала компания, в которой я сейчас работаю. Эта система настолько проста, что даже я могу ей пользоваться».

Для меня это один из лучших способов справиться с волнением: докопаться до истинных причин волнения и превратить то, что кажется моими недостатками, в мои достоинства.

3. Не ставьте слишком много текста на слайд. Уж сколько раз об этом говорили, и тем не менее — повторюсь. Вы же сами в этих слайдах путаетесь. Простые слайды делать легко — сложные делать сложно. На один хороший и сложный слайд вы потратите намного больше времени, чем на четыре хороших и простых. При равном объеме информации. Если вам нужно распечатать слайды и вас смущает, что на печати это выглядят «пустовато», печатайте по четыре слайда на страницу.

 4. Репетируйте. Текст в голове часто «звучит» складно, но при попытке «озвучить»его  даже для небольшой аудитории все «разваливается». Проговаривайте заранее. Как минимум один раз. Идеально, конечно, прорепетировать с какой-то тестовой аудиторией, но даже если слушателей нет — репетируйте все равно. По крайней мере, вы будете уверены, что вашу презентацию можно рассказать. Одним поводом для беспокойства меньше.

Наконец, последнее. Я довольно часто слышу от людей фразу «да вроде я готов, но все равно волнуюсь». Такое тоже возможно, и здесь есть два варианта«почему»: хороший и плохой. Плохой — вы обманываете себя. Вы не готовы, и в глубине души знаете это. Вернитесь на шаг назад. Хороший — вы волнуетесь потому, что эта презентация на самом деле важна для вас. Это абсолютно нормально, с этим не нужно ничего делать.

Моя мама преподает медицину уже более 20 лет. За это время она прочитала тысячи лекций. Она утверждает, что до сих пор волнуется перед каждым выступлением. И, мне кажется, это правильно. Если бы она не волновалась, это означало бы, что ей все равно. А ей не все равно, она любит свою работу и считает важным то, что она делает.

На сцене такое волнение трансформируется в эмоциональность — и это еще одна вещь, которой часто не хватает в лекциях и на презентациях. Такое волнение — это не плохо. Я бы даже сказал, что оно желательно. Куда хуже было бы, если бы вы не волновались. Но есть один очень важный нюанс. Плохой спикер волнуется за себя, за свой имидж, за свое реноме. Хороший спикер волнуется за свое дело. За идеи. За аудиторию. Главная проблема с волнением заключается в том, что люди, на самом деле, сражаются не с тем. Во фразе «я волнуюсь» они сражаются со словом «волнуюсь». А это симптом, но не причина. Им бы обратить внимание на слово «я».

 

CBS logo
Звонить в Киеве:
+38 044 219-08-08
we in facebook we in vk
Эд Кох
Я могу вам объяснить, но постичь это за вас я не в состоянии.
Эд Кох
Вдохновляющие нас отзывы
«Тренинг полностью поменял мое представление о проведении переговоров, о подготовке к ним и т.п. Теперь я знаю, что нужно говорить и как правильно строить переговоры, чтобы добиться нужного результата».
Менеджер по работе с ключевыми клиентами
отзыв о тренинге "ВИП-переговоры. Заключение крупных сделок" Козлов Владимир
Проект о Дизайне Человека и Аналитик Human Design